Рекомендации


ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ

 

Как подготовить ребенка к школе?

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад или специальные занятия по подготовке к школе, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают педагоги. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но  без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его установка зависит от прошлого эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет только в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

Создать позитивную обстановку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

 

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

 

  1. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

 

  1. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

 

  1. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше«.

 

  1. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, автобусе («Слова-города» и др.).

 

 

  1. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть в какую-то игру или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.

ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ

Упрямство: от противостояния к пониманию

 

Упрямому поведению присущи категоричность, нежелание слышать и понимать другого человека, нежелание считаться с интересами, возможностями, желаниями других людей и требованиями ситуации.

 

Основные шаги от противостояния к пониманию:

 

Шаг первый: прояснение.

 

Если ребенок упорствует в своем нежелании делать что-либо, имеет смысл уточнить, расспросить, чего именно он хочет. Доброжелательные вопросы со стороны взрослого дают ребенку возможность почувствовать, что его хотят понять, а это не что иное, как первый шаг к диалогу.

Чаще всего за «не хочу» ребенка прячутся либо какие-то опасения, страхи, либо желание ребенка. Если это опасения, то он, прежде всего, нуждается в поддержке, и, получив ее, вероятно, сможет с помощью взрослых преодолеть свое «не хочу», которое в этом случае означает «не могу».

Если страхи сильно выражены, то следует дать ребенку возможность не делать того, что вызывает такое серьезное затруднение. Подобное принятие и понимание усиливает в детях чувство защищенности и со временем приводит к ослаблению страхов, опасений.

В том случае, если за «не хочу» ребенка в действительности скрываются какие-то его желания, то надо понять, чего же он хочет. Это непростая задача, поскольку, как уже упоминалось ранее, детям сложно осознать свои желания, они часто ощущают их как неопределенное беспокойство, неудовлетворенность.

Проясняя желания ребенка, стоит обратить внимание на следующие моменты:

Набор предлагаемых вариантов формулируется в виде вопроса, а не утверждения или предложения; Используется слово «сейчас», которое фокусирует внимание на желаниях , возникающих здесь и сейчас; Важно не предлагать исчерпывающий список возможных желаний, а поинтересоваться мнением ребенка;

Реализация желания через фантазирование, воплощение в фантазии.

Можно только сказать: «Или что-то еще…»

 

Шаг второй: признание права ребенка на желание.

 

Признание права ребенка хотеть того, чего ему хочется, и соглашаться выполнять его желание – совершенно различные действия с различными последствиями.

«Как здорово, что у тебя есть такое желание!»

«Здорово, что ты этого хочешь!»

 

Шаг третий: конструктивное обсуждение возможности реализации желания.

 

Может быть оно реально настолько, что воплощается практически сразу.

Возможна реализация в измененном виде. Обсуждается приемлемый вариант.

Возможна реализация позже, определяется конкретное «когда».